Правописание окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах. Правописание окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах Технологическая карта урока

Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание окончаний имен прилагательных в дательном и
творительном падежах». УМК «Школа «России»
Тип урока
Педагогически
е задачи
Планируемые
предметные
результаты
Метапредметн
ые УУД
Личностные
результаты
Решение частных задач
Создать условия для ознакомления с правилом написания окончаний имен прилагательных в дательном и творительном
падежах; совершенствовать умения указывать падеж имен прилагательных, выделять их окончания, подбирать название
к тексту; способствовать развитию навыка письма под диктовку; содействовать воспитанию интереса
к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Познакомятся с правилом написания окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах;
научатся указывать падеж имен прилагательных, выделять их окончания; писать под диктовку, подбирать название к
тексту; записывать словосочетания с именами прилагательными в данных формах; находить в тексте имена
прилагательные – эпитеты; объяснять, почему имена прилагательные в одном и том же падеже имеют разные окончания
Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать
заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание
по предложенной теме (рисунку); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую
этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в
заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом;
коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебника, понимать прочитанное; отстаивать свою точку зрения,
соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных
сведений
Осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир»,
«настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать
позицию другого» и т. д.; планировать дальнейший образовательный маршрут; осознанно готовиться к урокам русского
языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами

самооценивания и взаимооценивания на уроке
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)
2
3
1
II.
Актуализация
знаний.
Проверка
домашнего
задания
(учебник,
упражнение
92).
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу
о проделанной работе.
– Прочитайте предложения, вставляя
пропущенные буквы.
– Какое предложение показалось вам более
красивым? Что в нем привлекло ваше внимание?
их окончания.
Проверка
домашнего
задания
(рабочая
тетрадь,
задание 55).
– Прочитайте. В одном и том же падеже или в
разных употреблены имена прилагательные в
данных словосочетаниях?
– Запишите словосочетания группами в
зависимости от падежа.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.
Читают предложения, объясняют написание
пропущенных букв. Указывают падеж имен
прилагательных, называют их окончания.
Звезды, как вербочки, распухают в прозрачн

(П. п.) облаках. На воде дрожит золот (И.
п.) сеть солнечн
(Р. п.) зайчиков. Из­под ног
с треском вылетают кузнечики­трескунчики –
(П. п.) и голуб
на красн
крылышках.
Выполняют задание.
(П. п.)
Р. п.
В. п.
П. п.
Для верных
друзей,
из южных
стран
Про веселых
бобрят,
на хищных
зверей
На садовых
участках,
о перелетных
птицах
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
4
Выделять
существенную
информацию
из текста за­
гадки.
Выдвигать
гипотезу
и обосновывать
ее.
Осуществлять
актуализацию
личного
жизненного
опыта.
Слушать
в соответствии
с целевой
установкой.
Принимать
и сохранять

Минутка
чистописания.
Проводит минутку чистописания.
– Прочитайте и запишите устойчивые выражения.
Выполняют чистописание.
Щи да каша – пища наша.
1
2
3
– Какой звук повторяется в них?
– Дайте характеристику звуку [щ’].
– Запишите соединения с буквой «щ».
– Прочитайте орфоэпически верно слова на букву
«щ».
Щелкать зубами.
Щелкать орехи.
Щедрой рукой.
оо
оо
Щек тка, щек тно, щек лда.
Записывают словарное слово в индивидуальный
словарик.
оо
Работа над
словами с
непро­
веряемым
написанием
Организует работу над словами с
непроверяемым написанием.
– Отгадайте загадки:
Всюду, всюду мы вдвоем неразлучные идем.
Мы гуляем по лугам, по зеленым берегам;
Вниз по лестнице сбегаем, вдоль по улице
шагаем.
Но чуть вечер на порог – остаемся мы без ног.
А безногим – вот беда – ни туда и ни сюда.
Что ж, полезем под кровать, будем там
тихонько спать.
А когда вернутся ноги – вновь поскачем
по дороге.
(Ботинки.)
учебную цель и
задачу.
Дополнять,
уточнять
высказан­
Продолжение табл.
4
ные мнения по
существу
полученного
задания.
Осуществлять
контроль по
результату.
Анализировать,
находить
общее
и различия,
делать выводы

Что за чудо­башмаки?
Не низки, не высоки,
Змейкой длинною шнурки,
Странной формы каблуки,
1
2
3
Продолжение табл.
4
От носков до пяток – сталь.
Это что за невидаль?
И рисуют завитки
На льду фигурные … (коньки).
– Запишите словарные слова в индивидуальные
словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ,
Приложение 2.)
Задает вопросы. Комментирует ответы,
предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные
слова
Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Рассмотрите схемы. Сделайте вывод: какие
окончания могут иметь имена прилагательные в
форме дательного и творительного падежа
множественного числа?
III. Сообщение
темы
урока.
Определение
целей урока
IV.
Объяснение
нового
материала.
Наблюдение
над языковым
материалом.
Работа по
учебнику
(упражнение
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы,
формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока.
– Сегодня на уроке мы научимся правильно писать
окончания имен прилагательных в дательном и
творительном падежах
Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила.
Анализируют формулировку правила (понятия),
данную в учебнике. Проводят наблюдения на
материале связных текстов.
Делают в ы в о д: имена прилагательные во
множественном числе в форме дательного падежа
имеют окончания ­ым, ­им, в форме
творительного падежа – окончания ­ыми, ­ими
Принимать
и сохранять
учебную
задачу
Осуществлять
анализ
объектов с
опорой на
визуали­
зацию

95)
V. Первичное
закрепление
знаний.
1
Работа по
учебнику
(упражнение
96).
Задает вопросы. Комментирует и
корректирует ответы. Наблюдает за работой
учащихся. Помогает, при необходимости
проверяет ответы. Комментирует выполнение
заданий.
Применяют новые знания на новом языковом
материале. Выполняют аналитические
упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по
теме.
Объясняют написание выделенных окончаний.
Осознанно
и произвольно
строить
речевое вы­
Продолжение табл.
2
– Прочитайте. Озаглавьте текст.
– Объясните написание выделенных окончаний.
4
сказывание
в устной
форме,
обосновывать
свое мнение.
Согласовывать
усилия по
решению
учебной
задачи.
Договариватьс
я и при­ходить
к общему
мнению
3
ВЕСНА
Весна наступила в этом году (какая?) ранняя,
(какая?) дружная. Побежали по (каким?)
деревен­ским улицам (какие?) бурливые, (какие?)
коричневые ручейки. В (каких?) огромных лужах
воды отразилось (какое?) голубое небо с
плывущими
по нему (какими?) белыми облаками. С крыш
посыпались (какие?) звонкие капли.
Выполняют синтаксический разбор предложения.
С крыш посыпались звонкие капли.
(Повествовательное, невосклицательное,
простое, распространенное.)
Списывают, вставляя пропущенные окончания.
Указывают падеж имен прилагательных.
Белый (И. п.), как снег, с блестящими (Т. п.,
мн. ч.), прозрачными (Т. п., мн. ч.) небольшими
(Т. п., мн. ч.) глазами, с черным (Т. п., м. р.)
носом и черными (Т. п., мн. ч.) лапами, с
длинною (Т. п., ж. р.), гибкою (Т. п., ж. р.) и
красивою (Т. п.,
Работа по
учебнику
(упражнение
98)
– Прочитайте. Назовите птицу.
– Какие имена прилагательные – эпитеты
использует автор в этом описании? Как он говорит
об окраске птицы?
– Спишите, вставляя пропущенные окончания.
Укажите падеж имен прилагательных.
– Объясните, почему имена прилагательные в

творительном падеже имеют разные окончания? ж. р.) шеей, он невыразимо прекрасен, когда
Организует дискуссию, выслушивает мнения,
подводит итог.
(См. РМ, Приложение 3.)
спокойно плывет между зеленых (Р. п.)
камышей
по темно­синей (Д. п.) гладкой (Д. п.)
поверхности воды.
Обобщают способы действия по правилу,
применяют на практике алгоритмические
предписания, инструкции. Выполняют аналитико­
синтетичес­кие упражнения.
Понимать
на слух ответы
одноклас­
сников. Слу­
Продолжение табл.
2
3
Проводит работу в парах по перфокартам.
– Выделите окончание, определите падеж прила­
гательного и существительного в словосочетании.
у лесн.. домов
пушист.. снегами
о весел.. зверятах
пухов.. платками
с пушист.. коврами
про разноцветн..
снежинки
нет ярк.. лучей
о морозн.. вечерах
– Проверьте друг друга, если всё правильно –
поставьте «+».
– С чем можно сравнить снег? Подберите эпитеты
к этому слову.
Организует работу в рабочей тетради.
– Прочитайте отрывок из стихотворения
А. С. Пушкина. Вставьте пропущенные буквы.
– Укажите падеж имен прилагательных, выделите
Работают в парах.
у лесных домов
пушистыми
снегами
о веселых зверятах
пуховыми платками
с пушистыми коврами
про разноцветные
снежинки
нет ярких лучей
о морозных вечерах
Подбирают эпитеты.
В серебряном снегу, про пушистый снег, без
сыпучего снега, колючий снег, над мягким
снегом, через хрустящий снег.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Указывают падеж имен прилагательных, выделяют
4
шать
собеседника.
Строить
понятные для
собеседника
высказывания.
Осуществлять
анализ с целью
нахождения
соответствия
заданному
эталону.
Формулироват
ь свое мнение
и позицию.
Строить
монологически
VI.
Дальнейшая
работа
по закрепле­
нию и обобще­
1
нию
приобретенны
х знаний и
умений.
Работа с
перфокартами.
Работа в
тетради
(задание 56).

Имя прилагательное обозначает признак предмета. Данная часть речи является зависимой и отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? Имя прилагательное имеет в предложении связь с именем существительным, а сама связка прилагательное и существительное за счет многообразия форм и сочетаний обеспечивает необыкновенное богатство и красоту русскому языку. В школе ученикам зачастую требуется определить падеж прилагательного. Чтобы правильно выяснить падеж и не путать прилагательные разных падежей, важно действовать по алгоритму и помнить некоторые нюансы.

Определяем падежи прилагательных. Несколько рекомендаций. Особенности прилагательных разных падежей
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса склонения имён прилагательных, важно отметить особенности изменения данной части речи. Склонение по падежам зависит напрямую от рода и числа имени прилагательного. Запомните принцип изменения слов данной части речи по числам и родам, тогда вы сумеете легко ориентироваться в окончаниях падежей.
  1. Прилагательные склоняются по родам только в единственном числе.
    • Мужской род: окончания –ой, -ый, -ий. Например: друг (какой?) большой, добрый, чуткий.
    • Женский род: окончания –ая, -яя. Кофта (какая?) красная, синяя.
    • Средний род: окончания –ое, -ее. Зеркало (какое?) круглое, синее.
    Род имени прилагательного можно определить по существительному, к которому оно относится в тексте.
  2. Имена прилагательные склоняются по числам.
    • В единственном числе они обозначают признак одного предмета, совокупности предметов. Например: хороший вариант, большой стол, дружный класс, весёлая молодёжь.
    • Имена прилагательные, стоящие во множественном числе, обозначают множество предметов. Они отвечают в именительном падеже на вопрос какие? и имеют окончания –ые, -ие.
Вы можете определять число имени прилагательного по существительному, к которому прилагательное относится.

Рассмотрим особенности склонения имён прилагательных по падежам. Определить падеж имени прилагательного вам помогут знания принципов склонения данной части речи.

Имена прилагательные женского рода в единственном числе склоняются следующим образом:

  • Именительный падеж. Окончания –ая, -яя. Удочка (какая?) длинная.
  • Родительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочки (какой?) длинной.
  • Дательный падеж. Окончания –ой, ей. Удочке (какой?) длинной.
  • Винительный падеж. Окончания –ую, -юю. Удочку (какую?) длинную.
  • Творительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочкой (какой?) длинной.
  • Предложный падеж. Окончания –ой, -ей. Об удочке (какой?) длинной.
Запомните порядок склонения данной группы прилагательных. Обратите внимание, что окончания прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах совпадают. В подобных случаях вам потребуется определять падеж по существительному.

Имена прилагательные среднего и мужского рода в единственном числе склоняются по такой схеме:

Падеж Мужской род
Окончание
Пример Средний род
Окончание
Пример
именительный -ой, -ый, -ий
Стол (какой?) большой,
деревянный
-ое, -её
Небо (какое?)
голубое, синее
родительный -ого, -его
Стола (какого?) большого,
деревянного
-ого, -его
Неба (какого?)
голубого, синего
дательный -ому, -ему
Столу (какому?) большому,
деревянному
-ому, -ему
Небу (какому?)
голубому, синему
винительный
Одушевл.
сущ.-см.
род. падж
Неодушевл.-
см. им.
падеж
См. им.
падеж
Небо (какое?)
голубое, синее
творительный -ым, -им
Столом (каким?) большим,
деревянным
-ым, -им
Небом (каким?)
голубым, синим
предложный -ом, -ем
О столе (каком?) большом,
деревянном
-ом, ем
О небе (каком?)
голубом, синем

Вы можете определить падеж прилагательного по падежу существительного, к которому оно относится. Как вы заметили, легко спутать по окончаниям прилагательные именительного, винительного, родительного падежа данной группы слов. Определите падеж прилагательного по существительному.

Во множественном числе имена прилагательные склоняются следующим образом:

  • Именительный падеж: -ые, -ие. Дома (какие?) большие.
  • Родительный падеж: -ых, -их. Домов (каких?) больших.
  • Дательный падеж: -ым, -им. Домам (каким?) большим.
  • Винительный падеж: одушевлённые существительные склоняются по родительному падежу, а неодушевлённые – по именительному. Дома (какие?) большие.
  • Творительный падеж: -ыми, -ими. Домами (какими?) большими.
  • Предложный падеж: -ых, -их. О домах (каких?) больших.
Обратите внимание, что слова данной группы прилагательных имеют одинаковые окончания в родительном и предложном падежах. Также сложности могут возникнуть при определении именительного, родительного, винительного падежа. Тогда обращайте внимание на падеж существительного, роль существительного в предложении.

Как определить падеж прилагательного? Алгоритм
Как определить падеж прилагательного правильно? Чтобы всегда точно указывать падеж данной части речи, используйте алгоритм.

  1. Запомните особенности склонения имён прилагательных, их окончания, вопросы падежей.
  2. Выпишите на листочек прилагательное.
  3. Выделите в прилагательном окончание и сравните мысленно с таблицей.
  4. Если у вас возникли сомнения, падеж вашего прилагательного нельзя определить по окончанию, обратите внимание на существительное.
  5. Задайте к существительному вопрос, выделите окончание и определите его падеж. Такой же падеж имеет прилагательное.
  6. Иногда сложно отличить именительный и винительный падеж. В таком случае вы должны выяснить роль существительного, к которому относится прилагательное, в предложении.
    • существительное в именительном падеже – подлежащее, главный член предложения;
    • существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения.
    У прилагательного будет такой же падеж.
Помните признаки разных падежей, особенности склонения данной части речи, пользуйтесь алгоритмом. Тогда вы будете всегда правильно определять падеж прилагательного.

ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Лопатино

Учитель начальных классов

Тарасова Ирина Николаевна

14.02.2017

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: русский язык

Класс: 4

Урок: №111

Тема урока: Правописание окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилом написания окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах; совершенствовать умения указывать падеж имен прилагательных, выделять их окончания, способствовать развитию навыка письма под диктовку; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты: Познакомятся с правилом написания окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах; научатся указывать падеж имен прилагательных. выделять их окончания; писать под диктовку; записывать словосочетания с именами прилагательными в данных формах; объяснять, почему имена прилагательные в одном и том же падеже имеют разные окончания.

Метапредметные УУД: Познавательные : целенаправленно слушать учителя(одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; регулятивные : принимать и сохранять цель и учебную задачу. Соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебника, понимать прочитанное; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные результаты: осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость». «народ», «национальность», «желание понимать друг друга» и т.д.; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться самооцениваением и взаимооцениванием на уроке.

Межпредметные связи: чтение (работа над текстом-описанием).

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация.

Литература: учебник «Русского языка» 2 часть 4 класс, авт. В.П. Канакина, рабочая тетрадь, часть 2.

УМК: «ШКОЛА РОССИИ»

О р г а н и з а ц и я с т р у к т у р ы у р о к а

Этап урока

Формируемые способы деятельности учащихся

    Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Настрой на плодотворную работу на уроке.

    Актуализация знаний. (Проверка домашнего задания упр. 92 учебника)

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Прочитайте предложения, вставляя пропущенные буквы.

Какое предложение показалось вам более красивым?

Что привлекло в нем ваше внимание?

Укажите падеж имен прилагательных, выделите окончания.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Читают предложения, объясняют написание пропущенных букв. Указывают падеж имен прилагательных, называют их окончания.

Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных (П.п) облаках. На воде дрожит золотая (И.п.) сеть солнечных (Р.п.) зайчиков. Из-под ног с треском вылетают кузнечики-трескунчики – на красных(П.п.) и голубых (П.п.) крылышках.

Минутка чистописания

Слайд 1.

Проводит минутку чистописания .

Прочитайте и запишите устойчивые выражения.

Какой звук повторяется в них?

Дайте характеристику звуку щ´

Запишите соединение с буквой «щ».

Прочитайте орфоэпически верно слова на букву «щ».

Выполняют чистописание

Щи да каша - пища наша.

Щёлкать зубами.

Согласный, глухой, мягкий

Щекотка, щекотно, щеколда.

    Актуализация знаний

Слайд 2.

Читает стихотворение.

Посмотрите, что случилось –

Так рассыпались слова,

Что узнать теперь их сложно –

Что и кто откуда? Ах!

Может быть, удастся снова

Вам вернуть слова назад?

НО ДО ЧКА ПЕ БЕ ЛО ЛЕН ТО МО ЧКО

Какие слова вы составили?

Что общего в этих словах?

Какие ещё буквосочетания пишутся без мягкого знака?

Запись под диктовку (один ученик у доски): мощные, конечно, помощник, обманщик, банщик, болельщик, кончик.

Какое слово лишнее? Почему?

Читают, находят слова и записывают.

До чк а, бело чк а, моло чк о, но чк а, ленто чк а, то чк а и т.д.

Отвечают на вопросы.

Буквосочетание ЧК, которые пишутся без мягкого знака.

ЧН, ЩН, НЩ

Один учащийся работает у доски.

Болельщик – пишется с мягким знаком.

    Самоопределение к деятельности.

Найдите среди записанных слов имя прилагательное.

Подберите к нему подходящее имя существительное.

Поставьте словосочетание в форму дательного и творительного падежей, запишите.

Назовите окончания имен прилагательных в этих падежах.

Объясните свой выбор.

Сформулируйте задачи урока?

МОЩНЫЕ

Отвечают на вопрос, записывают словосочетание.

Мощные удары

Мощн ым ударам (Д.п.)

Мощн ыми ударами (Т.п.)

-ЫМ, Д.п. каким?

- ИМИ, Т.п. какими?

Формулируют задачи урока.

(Научиться распознавать имена прилагательные множественного числа в дательном и творительном падежах, правильно писать окончания таких имен прилагательных.)

Принимать и сохранять учебную задачу.

    Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику (упр. 95)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учащихся.

Рассмотрите схемы.

Сделайте вывод: какие окончания могут иметь имена прилагательные в форме дательного и творительного падежей множественного числа?

Ф и з м и н у т к а (зарядка для глаз, потягивание)

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила.

Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Делают в ы в о д: имена прилагательные во множественном числе в форме дательного падежа имеют окончания – ым, - им, в форме творительного падежа – окончания –- - ыми, - ими (безударное окончание проверяй по вопросу)

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию.

    Первичное закрепление знаний . Работа по учебнику (упр. 96).

Работа по учебнику (упр. 98).

Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

Прочитайте. Озаглавьте текст.

Объясните написание выделенных окончаний.

Прочитайте. Назовите птицу.

Запишите под диктовку. Укажите падеж имен прилагательных.

Объясните, почему имена прилагательные в творительном падеже имеют разные окончания?

Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Объясняют написание выделенных окончаний.

Весна наступила в этом году (какая?) ранн яя , (какая?) дружн ая . Побежали по (каким?) деревенск им улицам (какие?) бурлив ые , (какие?) коричнев ые ручейки. В (каких?) огромн ых лужах воды отразилось (какое?) голуб ое небо с плывущими по небу (какими?) бел ыми облаками. С крыши посыпались (какие?) звонк ие капли.

Выполняют синтаксический разбор предложения.

С к р ы ш и посыпались звонкие капли.

Читают текст.

Блестящими, прозрачными, небольшими, черными, длинною, гибкою, тёмно-синей, гладкой.

Записывают под диктовку. Указывают падеж имен прилагательных.

Белый (И.п.). как снег, с блестящими (Т.п., мн.ч.), прозрачными (Т.п., мн.ч.) небольшими (Т.п., мн. ч.) глазами, с черным (Т.п., м.р.) носом и черными (Т.п., мн. ч.) лапами, с длинною (Т.п., ж.р), гибкою (Т.п., ж. р.) и красивою (Т.п., ж. р.) шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между зелёных (Р.п.) камышей по тёмно-синей (Д.п.) гладкой (Д.п.) поверхности воды.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать своё мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи.

Договариваться и приходить к общему мнению.

    Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретённых знаний и умений.

Работа с карточками.

Слайд 5

Работа в рабочих тетрадях (упр.56)

Проводит работу в парах по карточкам.

Выделите окончания, определите падеж прилагательного и существительного в словосочетании.

Проверьте друг друга, если все правильно – поставьте «+»

Организует работу в рабочих тетрадях

Прочитайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. Вставьте пропущенные буквы.

Укажите падеж имен прилагательных, выделите их окончания.

Выпишите словосочетания с именами прилагательными во множественном числе в творительном падеже.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитическо-синтетические упражнения.

Работа в парах.

Проверяют друг у друга

Выполняют задания в рабочей тетради.

Указывают падеж имен прилагательных, выделяют их окончания.

Гонимы вешн ими (Т.п.) лучами,

С окрестн ых (Т.п.) гор уже снега

Сбежали мутн ыми (Т.п.) ручьями

На потопленн ые (В.П.) луга

Лучами (какими?) вешними, ручьями (какими?) мутными

Принимать на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать своё мнение и позицию. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

    Итог урока. Рефлексия .

Слайд 6

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.

Что нового узнали на уроке?

Назовите окончания имен прилагательных в дательном и творительном падежах.

Понравилась ли вам работа на уроке?

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных заданий. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правила.

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

    Сегодня я узнал…

    Было интересно …

    Было трудно …

    Я выполнял задания …

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

    Домашнее задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

Выполнить задание 59 в рабочей тетради, упр. 97 в учебнике.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Принимать учебную задачу, планировать её выполнение.

Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять контроль по результату. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.